"СЕМЬЯ - ДЕТСКОМУ САДУ" презентация в формате PDF
"СЕМЬЯ - ДЕТСКОМУ САДУ" слайд-шоу
Как всякая педагогическая технология, используемая в работе с дошкольниками, технология «Мастерская профессий» предполагает ряд этапов, соответствующие алгоритмы деятельности с целью достижения задуманных результатов.
Следует уточнить, что технология «Мастерская профессий», с которой мы хотим вас познакомить, имеет свои специфические особенности, свою характеристику участия родителей, обусловленные интенсивным интерактивным взаимодействием самого ребенка и предметной среды. Той среды, где максимально разворачивается практическая деятельность детей.
Для реализации задач в сегменте образовательной работы по ознакомлению детей с трудом взрослых мы используем ряд всем нам хорошо известных методов и приемов. Безусловно, в процесс вовлекаются наши помощники, родители, как полноценные участники, либо эта помощь имеет опосредованную форму.
В решении всех педагогических задач родители всегда были нашими союзниками и помощниками, например, участвовали в подборе презентаций – ИКТ по расширению представлений о профессиях, в творческих и познавательно – исследовательских проектах, фотовыставках. Неоценима помощь родителей в оснащении предметно-развивающей среды группы.
Надо отметить, без использования педагогом традиционных методов и приемов, овладения детьми определенного багажа ЗУН, будет достаточно сложно погрузить детей в смоделированную профессиональную среду «Мастерской»
Таким образом, на одном из этапов, мы подошли к такой форме работы с родителями по ознакомлению с трудом взрослых, как мастер-класс от родителей. Впоследствии, такая форма стала для нашей группы традиционной и носит она название «А у нас гости…»
Примеры
«Мама учитель» , «Мама пожарный»
Несомненно, выполнение определенных трудовых действий самими детьми, рассматривание материалов и оборудования, диалог непосредственно между детьми и человеком, работающим в конкретной профессии и при этом, являющимся мамой, папой, дедушкой либо бабушкой одного из детей, давали свои результаты.
Дети не пассивные слушатели, они должны быть вовлечены в диалог с родителями, наблюдая за их трудом, по возможности стать участниками трудового процесса. Таким образом, происходит освоение ребенком позиции субъекта в трудовой деятельности. При этом у наших детей, имеющих речевые проблемы, устойчивее формируются коммуникативные навыки в процессе общения с незнакомым человеком.
Примеры
«Капитан танкера», «Дедушка переплетчик», «Профессия мультипликатор» – дети сами создавали мультфильм.
Учитывая реалии современной жизни, ее социальные запросы, опыт участия нашего детского сада в районном кластере «Образование для жизни», необходимо было идти дальше, рефлексируя в контексте актуального и смотреть в завтрашний день.
Мы знаем, что в форме мастер-класс заложена подражательная основа обучения. Мастер говорит: «Делай, как я!».
А смоделированная ситуация в форме Мастерской с реальным и условным планом действий, предполагает уход от подражательной к развивающей творческой основе, где мастер говорит: «Делай по-своему».
Чтобы ребенок «делал по-своему», нужно ему помочь на сегодняшнем этапе воспользоваться своими знаниями, умениями и навыками, действуя в других условиях. Подразумевается их дальность переноса, и, вероятно, именно такую детскую деятельность можно рассматривать с точки зрения интегральной характеристики развития ребенка.
Поэтому мы организовали «Мастерскую профессий». Такая комната с набором технического оснащения, в виде интерактивной доски, песочницы и атрибутики.
Есть свои требования к оснащению комнаты – Мастерской, где атрибуты, предметы, составляющие основу материалов, инструментов, оборудования трудового процесса той или иной профессии, способствуют созданию условий максимально приближенных к реальному опыту.
Уместно иметь в предметной среде «Мастерской» бросовый материал в качестве замещения. В мастерской ребенок погружается в условно созданную профессиональную среду, пробует, не боится ошибиться, новый опыт присваивается, становится прожитым.
Параллельно вводится в образовательный процесс и обсуждается с детьми такое понятие, как культура уборки рабочего места. В контексте нравственно – трудового и экономического воспитания детей приходит осознание таких качеств, как бережливость, трудолюбие, рациональность. Порядок в Комнате будет поддерживаться, если организовать тематическую зональность, систему хранения материалов, мебель, стеллажи могут быть трансформируемы, что удобно в планировании самого пространства Мастерской.
Возможно, имеет смысл найти место для уголка – «напоминалки», где всегда под рукой могут находиться схемы – модели трудовых процессов, пооперационные карты.
Как мы задействуем родителей?
Очевидно – это помощь в создании предметно-развивающей среды комнаты. Выстроенные с родителями каналы по передаче контента, касающегося воспитательно-образовательного плана, позволяют включиться им, помогая в оснащении мастерской.
Предварительная беседа с родителями перед началом встречи родителей в Мастерской предполагает несколько этапов:
-
ситуация межличностного общения с родителями;
-
заражение на совместную деятельность, на будущее деловое сотрудничество;
-
трансляция родителям результатов диагностики по конкретной теме;
-
ситуация общения на предстоящей встрече.
Взаимодействие взрослого – родителя с детьми в Мастерской меняется.
Варианты смоделированной ситуации, где родитель присутствует в качестве:
Подразумевается серьезная подготовка и со стороны педагога, и со стороны родителя.
Одно правило при встречах не меняется - готовые образцы не поощряются!
Определенно такая форма работы с родителями, в контексте ранней профориентации детей дошкольного возраста по своей сути инновационная и возможно, коллеги заинтересуются этой технологией.
Семенова Светлана Александровна,
педагог высшей категории ГБДОУ д/с №60