"ТЕРРИТОРИЯ РАЗВИТИЯ"

Подводим итоги исследования

 

 

Теоретическая основа проекта "Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста" объясняем и развиваем то, что известно на данный момент о ранней профессиональной ориентации.

 

Выявление ранней профессиональной направленности в дошкольном возрасте необходимо для построения индивидуальных маршрутов социализации ребенка, раскрытия его потенциальных способностей и задатков, которые будут развиваться на следующих ступенях образования.

 

Профессиональная ориентация (профориентация) представляет собой систему мер, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека (любого возраста) для оказания ему помощи в осознанном выборе (подборе, смене) профессии, обеспечивающих свободный выбор предстоящего профессионального пути.

 

Ранняя профориентация в дошкольном возрасте направлена на создание условий для реализации детьми своих интересов и возможностей в доступных видах деятельности, что позволит на следующих возрастных этапах анализировать разные сферы профессиональной деятельности человека, более осознанно и уверенно чувствовать себя в выборе профессии. 

 

Полученные результаты, ранее проведенного исследования, позволили выделить принципы, условия, формы и алгоритм работы по формированию у детей представлений о труде взрослых на современном этапе.

Обозначим принципы ранней профориентации дошкольников:

·         личностно-ориентированное взаимодействие, связанное с учетом интереса ребенка к той или иной профессии, а также его индивидуально-личностных проявлениях в разных видах деятельности;

·         доступность знаний (особенно это касается сложных для понимания ребенком профессий, таких как менеджер, менчендайзер и т. п.);

·         диалогичность процесса (организация совместной трудовой деятельности, приглашение людей определенной профессии для общения с детьми);

·         активное включение детей в деятельность (не только в трудовую, но и в игровую, которая позволяет детям проявить свою первоначальную профессиональную направленность);

·         рефлексивность для формирования у ребенка субъектной позиции через первоначальное осознание мотивации собственной трудовой деятельности, а в дальнейшем освоение системы знаний о профессиях и развитие личностных качеств ребенка;

·         принцип регионального компонента направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.

Анализ научной литературы и опыта дошкольных образовательных учреждений, входящих в кластер "Образование для жизни", говорит о том, что необходима определенная логика в процессе ознакомления дошкольников с доступными профессиями по принципу от близкого к далекому.

 

Педагог-психолог ГБДОУ д/с №60 Красовская Ю.Ю.

В статье использовались материалы 

Н. В. Иванова https://orcid.org/0000-0003-3012-5579

М. А. Виноградова https://orcid.org/0000-0003-2243-7820

 

 
Дата последнего обновления страницы 30.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»