Теоретическая основа проекта "Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста" – объясняем и развиваем то, что известно на данный момент о ранней профессиональной ориентации.
Выявление ранней профессиональной направленности в дошкольном возрасте необходимо для построения индивидуальных маршрутов социализации ребенка, раскрытия его потенциальных способностей и задатков, которые будут развиваться на следующих ступенях образования.
Профессиональная ориентация (профориентация) представляет собой систему мер, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека (любого возраста) для оказания ему помощи в осознанном выборе (подборе, смене) профессии, обеспечивающих свободный выбор предстоящего профессионального пути.
Ранняя профориентация в дошкольном возрасте направлена на создание условий для реализации детьми своих интересов и возможностей в доступных видах деятельности, что позволит на следующих возрастных этапах анализировать разные сферы профессиональной деятельности человека, более осознанно и уверенно чувствовать себя в выборе профессии.
Полученные результаты, ранее проведенного исследования, позволили выделить принципы, условия, формы и алгоритм работы по формированию у детей представлений о труде взрослых на современном этапе.
Обозначим принципы ранней профориентации дошкольников:
· личностно-ориентированное взаимодействие, связанное с учетом интереса ребенка к той или иной профессии, а также его индивидуально-личностных проявлениях в разных видах деятельности;
· доступность знаний (особенно это касается сложных для понимания ребенком профессий, таких как менеджер, менчендайзер и т. п.);
· диалогичность процесса (организация совместной трудовой деятельности, приглашение людей определенной профессии для общения с детьми);
· активное включение детей в деятельность (не только в трудовую, но и в игровую, которая позволяет детям проявить свою первоначальную профессиональную направленность);
· рефлексивность для формирования у ребенка субъектной позиции через первоначальное осознание мотивации собственной трудовой деятельности, а в дальнейшем освоение системы знаний о профессиях и развитие личностных качеств ребенка;
· принцип регионального компонента направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.
Анализ научной литературы и опыта дошкольных образовательных учреждений, входящих в кластер "Образование для жизни", говорит о том, что необходима определенная логика в процессе ознакомления дошкольников с доступными профессиями по принципу от близкого к далекому.