Педагогами ДОУ разработана и реализуется модель организации экологического пространства в детском саду, целью которого является формирование представлений дошкольников об окружающем мире, о взаимосвязях в природе, о цикличности и закономерностях, о важности и значимости созидательного труда, о пропаганде экологических знаний среди детей и взрослых.
Образовательные пространства сегодня выступают как важнейшее условие обучения и развития воспитанников. Чем нагляднее, содержательнее организовано образовательное пространство, тем выше эффективность интеллектуального, социального, креативного развития детей.
Не секрет, что образовательные пространства природоведческой и экологической направленности сегодня играют ключевую роль в формировании экологического сознания детей, развитии их познавательной активности и воспитании бережного отношения к природе.
В специально организованных, оптимальных условиях и будет происходить познание ребенком природы, взаимодействие с природными объектами становление ценностного отношения ко всему живому и родному.
Эколого-развивающая образовательная среда на территории детского сада
Сад Будущего» - это многофункциональное пространство с огромным образовательным и воспитательным ресурсом.Представляет собой сад с плодоносящими фруктовыми деревьями и кустарниками. На протяжении многих лет, сохраняя традиции преемственности поколений, выпускники детского сада вместе с родителями высаживают плодовые деревья, оставляя добрую память о себе.
Это пространство позволяет наблюдать за деревьями, растениями, птицами, насекомыми, отмечать особенности их поведения, любоваться красочностью цветения растений, организовывать занятия, совместную деятельность, игры, туристические походы, выездные научные лаборатории. В теплое время года – это любимое место для организации творческих экологических мастерских, экологических праздников, квестов, организации выставок детских работ.
В Саду Будущего находится еще один важный природный объект - альпийская горка - модель горного ландшафта с разными цветочными и хвойными растениями, а также с гармонично сочетающимися камнями. Это отдельный объект для наблюдений за живой и неживой природой, установление связей между растениями и насекомыми, ухода за растениями и формирования эстетического вкуса.
Еще один объект Сада Будущего – место отдыха туристов.Туристический поход с детьми – это отличный способ сочетать физическую активность с познанием окружающего мира и развивать важные социальные и личностные качества. Педагоги могут решать целый спектр образовательных и воспитательных задач:
расширение и уточнение знаний об окружающем мире: изучение природы, правила поведения в природе, элементарные понятия экологии;
развитие наблюдательности и любознательности: исследования, сенсорное развитие;
формирование практических навыков: ориентирование на местности, основы безопасности;
развитие самостоятельности и ответственности;
формирование командного духа и взаимопомощи;
развитие эмоционально-волевой сферы;
воспитание дисциплины и соблюдения правил.
«Метеоплощадка» - это образовательное пространство не только выполняет свою функцию наблюдения за погодными условиями, дошкольники учатся анализировать данные, сравнивать изменения погоды, делать выводы. Дети узнают о работе метеорологов, гидрометеорологов, устанавливают связь между погодой, климатом и деятельностью человека. Каждая группа в течение месяца фиксирует данные, ведет наблюдения, обсуждает прогнозы и передает результаты наблюдений в Детскую медиастудию «Телевичок» и редакторам газеты «Васильковый вестник».
Здесь транслируются итоги наблюдений за погодой, и дети выступают в роли синоптиков и телеведущих. В теплое время года телевизионная передвижная студия может находиться на метеоплощадке и возможности обыгрывания различных сюжетов возрастают.
"О чем рассказывают облака?", "Что любит синичка?", "Много снега –это хорошо или плохо?", "Кому полезен ветер?", - эти и многие другие вопросы становятся началом творческих, познавательных, практико-ориентированных проектов, где образовательное пространство метеоплощадка играет важную роль.
Метеоплощадка выступает мощным инструментом экологического и познавательного развития. Это пространство сочетает науку, практику и творчество, позволяя ребенку осознать свою роль в сохранении природы.
Эколого-развивающая образовательная среда в помещении детского сада
"Зеленый оазис»"- образовательное пространство с зимним садом и аквариумами.
В течение года здесь можно любоваться буйной зеленью, наблюдать за рыбками в аквариумах. Это идеальное место для активизации большого спектра визуальных, аудиальных и тактильных стимулов, где обеспечивается общение с кусочком живой природы. В пространстве находятся информационные карты о комнатных растениях зимнего сада, об обитателях аквариума. Частыми гостями в этом пространстве бывают Эколята, человечки –желуди, защитники природы. От лица Эколят могут задаваться проблемные вопросы, рассказываться интересные факты о рыбках и условиях их обитания, о растениях и их особенностях.
Специально созданное образовательное пространство «Примерочная профессий» дает возможность ребенку «примерить» на себя профессию. Это перевоплощение позволяет увидеть себя в этой профессии. Здесь дети надевают костюмы, подбирают атрибуты для игры, организуют место, выбирают необходимые средства для реализации собственных замыслов в творческой игре. Научная лаборатория, орнитологическая станция, телестудия, ветеринарная клиника – это сюжеты для творческих и познавательных игр, в которых ребенок не только проявляет свои знания и опыт, но и взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
"Уроки Эколят" – это образовательное, интерактивно-выставочное пространство, в котором человечки Эколята представляют удивительный мир природы. От лица Эколят проводятся познавательные занятия, Эколята задают проблемные вопросы, приглашая ребенка к диалогу, что способствует развитию интереса и подталкивает на свободное творческое действие. Тематические выставки организуются в соответствии со значимыми экологическими праздниками, событиями, днями. В этом пространстве находится Экологический календарь, который задает тему для содержания образовательного пространства. На формате А-3 размещена информация о каком-либо экологическом Дне или празднике: цель этого дня, какие мероприятия по традиции проходят в этот день, рекомендации для прочтения литературы, просмотра мультфильмов или документальных фильмов, интересные факты, мастер-класс на развитие творческих способностей.
Воспитанники и их родители могут рассмотреть фотографии, прочитать или просмотреть информацию, пройдя по куаркоду, поиграть в предложенные игры, нарисовать рисунок или изготовить макет по теме.
Образовательное пространство пополняется результатами и продуктами проектной деятельности разных возрастных групп. Это макеты экосистем и отдельных объектов природы.
Отвечая на вопрос Тихони, о том, возможно ли вырастить растения без почвы, реализовался познавательно-исследовательский проект "Умная грядка. Поверим? Проверим!", где дети выращивали семена с помощью гидропонной системы и наблюдали за условиями и ростом растений.
Часто сами воспитанники примеряют на себя роль Эколят и проводят познавательные беседы с младшими ребятами. Так был создан интерактивный постер "Важные экопривычки". Ребята-Эколята объяснили, чем важна для сохранения природы именно эта привычка. Интерактивный постер «Важные экопривычки» ориентирован и на детей, и на взрослых.
Большой популярностью пользуется библиотека природоведческой литературы. Это журналы, энциклопедии, справочники, Красная книга ленинградской области. Здесь же находятся и наши авторские издания: сборник экологических сказок «Сказки о добром отношении к природе», детский познавательный, тематический Альманах «Васильковый вестник»- продукт проектной деятельности педагогов.
Во всех образовательных пространствах экологической направленности важная роль отводится созидательному труду, который творчески преобразует окружающую среду и предполагает гармоничное сочетание личностных и общественных интересов. Так в пространстве появился макет «Дерево дорого плодами, а человек делами», который показывает значимость и результат командной работы, и вклад каждого в общее дело. Это не просто игровая модель, а эффективный дидактический инструмент, который помогает детям осваивать важные социальные и нравственные понятия через наглядность, игру и метафору.
В каждом образовательном пространстве используются технологии:
"Экологический дизайн" - слияние интерьера и природных материалов;
"Апсайклинг" - вторая жизнь ненужных вещей;
Одной из полюбившихся форм и технологий, которая выступает как итоговое событие проекта, тематического дня, недели является «Экологический театр». Это костюмированное театрализованное представление с включением стихов, песен, сказок, где раскрываются проблемы окружающей среды, способы сохранения и бережного отношения к ней. Дети и взрослые активно вовлекаются в подготовку к экологическому театру, изготавливая атрибуты и декорации преимущественно из вторсырья (Апсайклинг).