"ТЕРРИТОРИЯ РАЗВИТИЯ"

Педагогическая технология

"Мастерская профессий"

 

"СЕМЬЯ - ДЕТСКОМУ САДУ" презентация в формате PDF

 

"СЕМЬЯ - ДЕТСКОМУ САДУ" слайд-шоу

 

Как всякая педагогическая технология, используемая в работе с дошкольниками, технология «Мастерская профессий» предполагает ряд этапов, соответствующие алгоритмы деятельности с целью достижения задуманных результатов.

Следует уточнить, что технология «Мастерская профессий», с которой мы хотим вас познакомить, имеет свои специфические особенности, свою характеристику участия родителей, обусловленные интенсивным интерактивным взаимодействием самого ребенка и предметной среды. Той среды, где максимально разворачивается практическая деятельность детей.

Для реализации задач в сегменте образовательной работы по ознакомлению детей с трудом взрослых мы используем ряд всем нам хорошо известных методов и приемов. Безусловно, в процесс вовлекаются наши помощники, родители, как полноценные участники, либо эта помощь имеет опосредованную форму.

В решении всех педагогических задач родители всегда были нашими союзниками и помощниками, например, участвовали в подборе презентаций – ИКТ по расширению представлений о профессиях, в творческих и познавательно – исследовательских проектах, фотовыставках.  Неоценима помощь родителей в оснащении предметно-развивающей среды группы.

Надо отметить, без использования педагогом традиционных методов и приемов, овладения детьми определенного багажа ЗУН, будет достаточно сложно погрузить детей в смоделированную профессиональную среду «Мастерской»

Таким образом, на одном из этапов, мы подошли к такой форме работы с родителями по ознакомлению с трудом взрослых, как мастер-класс от родителей. Впоследствии, такая форма стала для нашей группы традиционной и носит она название «А у нас гости…»

Примеры

«Мама учитель» , «Мама пожарный»

Несомненно, выполнение определенных трудовых действий самими детьми, рассматривание материалов и оборудования, диалог непосредственно между детьми и человеком, работающим в конкретной профессии и при этом, являющимся мамой, папой, дедушкой либо бабушкой одного из детей, давали свои результаты.

Дети не пассивные слушатели, они должны быть вовлечены в диалог с родителями, наблюдая за их трудом, по возможности стать участниками трудового процесса. Таким образом, происходит освоение ребенком позиции субъекта в трудовой деятельности. При этом у наших детей, имеющих речевые проблемы, устойчивее формируются коммуникативные навыки в процессе общения с незнакомым человеком.

Примеры 

«Капитан танкера», «Дедушка переплетчик», «Профессия мультипликатор» – дети сами создавали мультфильм.

Учитывая реалии современной жизни, ее социальные запросы, опыт участия нашего детского сада в районном кластере «Образование для жизни», необходимо было идти дальше, рефлексируя в контексте актуального и смотреть в завтрашний день.

Мы знаем, что в форме мастер-класс заложена подражательная основа обучения. Мастер говорит: «Делай, как я!».

А смоделированная ситуация в форме Мастерской с реальным и условным планом действий, предполагает уход от подражательной к развивающей творческой основе, где мастер говорит: «Делай по-своему».

Чтобы ребенок «делал по-своему», нужно ему помочь на сегодняшнем этапе воспользоваться своими знаниями, умениями и навыками, действуя в других условиях. Подразумевается их дальность переноса, и, вероятно, именно такую детскую деятельность можно рассматривать с точки зрения интегральной характеристики развития ребенка.

Поэтому мы организовали «Мастерскую профессий». Такая комната с набором технического оснащения, в виде интерактивной доски, песочницы и атрибутики.

Есть свои требования к оснащению комнаты – Мастерской, где атрибуты, предметы, составляющие основу материалов, инструментов, оборудования трудового процесса той или иной профессии, способствуют созданию условий максимально приближенных к реальному опыту.

Уместно иметь в предметной среде «Мастерской» бросовый материал в качестве замещения. В мастерской ребенок погружается в условно созданную профессиональную среду, пробует, не боится ошибиться, новый опыт присваивается, становится прожитым.

Параллельно вводится в образовательный процесс и обсуждается с детьми такое понятие, как культура уборки рабочего места.  В контексте нравственно – трудового и экономического воспитания детей приходит осознание таких качеств, как бережливость, трудолюбие, рациональность. Порядок в Комнате будет поддерживаться, если организовать тематическую зональность, систему хранения материалов, мебель, стеллажи могут быть трансформируемы, что удобно в планировании самого пространства Мастерской. 

Возможно, имеет смысл найти место для уголка – «напоминалки», где всегда под рукой могут находиться схемы – модели трудовых процессов, пооперационные карты.

Как мы задействуем родителей?

Очевидно – это помощь в создании предметно-развивающей среды комнаты. Выстроенные с родителями каналы по передаче контента, касающегося воспитательно-образовательного плана, позволяют включиться им, помогая в оснащении мастерской.

Предварительная беседа с родителями перед началом встречи родителей в Мастерской предполагает несколько этапов:

  • ситуация межличностного общения с родителями;

  • заражение на совместную деятельность, на будущее деловое сотрудничество;

  • трансляция родителям результатов диагностики по конкретной теме;

  • ситуация общения на предстоящей встрече.

Взаимодействие взрослого – родителя с детьми в Мастерской меняется.

Варианты смоделированной ситуации, где родитель присутствует в качестве:

  • гостя (обратная связь)

  • наблюдателя

  • наставника (представитель профессии)

  • эксперта (представитель профессии)

Подразумевается серьезная подготовка и со стороны педагога, и со стороны родителя.

Одно правило при встречах не меняется - готовые образцы не поощряются!

Определенно такая форма работы с родителями, в контексте ранней профориентации детей дошкольного возраста по своей сути инновационная и возможно, коллеги заинтересуются этой технологией.

 

Семенова Светлана Александровна,

педагог высшей категории ГБДОУ д/с №60

 
Дата последнего обновления страницы 30.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»